Этот случай был в Стокгольме, 10 августа 1628 года. В этот день был спущен на воду самый могучий для того времени боевой корабль — галеон «Васа» с 64 пушками. Он строился по проекту короля, которому никто не мог перечить. Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года под руководством Хюбертссона на верфи военного флота Блазиенхольмен близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Васы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота.

Для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев. На постройке было занято более 400 человек. К созданию «Васы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры… Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма.

Когда корабль был построен, у королевского дворца собрались восторженные толпы. Проплыв мимо и дав залп из всех орудий, корабль направился в сторону моря. Но первый же порыв ветра положил его на бок, вода хлынула в раскрытые пушечные порты, и в считанные мгновения галеон ушел под воду, пройдя всего 1300 м. У него был единственный недостаток — он не умел плавать.

В ходе следствия выяснилось, что при проектировании корабля были допущены ошибки. Действительно, «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. Ответственные за верфь, где был построен «Васа», судостроитель Хейн Якобссон и арендатор верфи Арент де Грот поклялись в своей невиновности, указав, что корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте. Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились.

comments powered by HyperComments