Собрала истории пиктограмм, широко распространенных в интерфейсах и веб дизайне.

Кликабельно:

Дом, home (возвращение к началу)


Пиктограмма домика появилась на заре интернета. Она использовалась как возвращение к началу, к оглавлению, на гипертекстовых страницах. С тех пор эта иконка перекочевала со схожими функциями в дизайн интерфейсов. В дизайне сайтов до середины 2000-х пиктограмма домика была широко распространена и обозначала ссылку на главную страницу сайта.

Меню, navicon (навигационное меню)


Этот символ стал популярен в эпоху адаптивного дизайна и активного развития мобильных интерфейсов. Иконка для появляющегося навигационного меню при просмотре адаптивных сайтов на мобильных устройствах. В последнее время получила широкое распространение в дизайне интерфейсов. Обычно представляет собой три горизонтальный полоски. Существует unicode-символ, выглядящий в точности как navicon, он называется «Trigram For Heaven»

Астериск, asterisk (Звездочка)


У этого знака древнее происхождение. При написании родословных и фамильных древ ею обозначали даты рождения. В наши дни звездочки активно используются в программировании, вычислениях (как знак умножения и часть регулярных выражений), как знак сноски или примечания, а так же для обозначения характера и качества (обязательные поля отмечены звездочкой). В печатных изданиях астериск используется давно. Ими могут заменять непечатное слово. Три звездочки, расположенные на отдельной строке в ряд или треугольником, используются в качестве разделителя отрезков текста либо заменяют заголовок (особенно часто используются вместо названия у безымянных стихотворений). Иногда ту же комбинацию ставят и при завершении текста. В некоторых шрифтах, кстати, три звездочки треугольником существуют как отдельный символ ⁂ — астеризм (asterism). Классическая звездочка имеет шесть лучей — *. У типографской звездочки лучей может быть и пять. Японцы придумали для тех же целей символ ※, представляющий из себя косой крест с четырьмя точками («японская рисовая звезда»). Арабская звездочка — шестиконечная, но с пустым местом в центре, что бы не быть похожей на израильскую звезду Давида.

Пилкроу, pilcrow (Знак параграфа)


Знак известен в наших краях в основном благодаря текстовым редакторам. Русcкоязычного названия у него нет, а на других языках — pilcrow, alinea или paragraph sign. Происходит он от латинской буквы C (лат. capitulum — глава), перечеркнутой двумя вертикальными линиями.

Параграф (Знак раздела)


Этот знак произошел от стилизованной пары букв S, обозначающей «канцелярское множественное число» для немецкого слова Satz (фраза, предложение). Есть еще предположение, что § произошел от еврейской буквы гимель — ג, хотя не совсем понятно, как он это сделал. Впрочем, во многих западноевропейских странах § читается как «параграф» и (в сочетании с номером) обозначает соответствующую статью закона. В восточноевропейских странах (в Польше, например) § вообще обозначает все относящееся к закону и правоохранительным органам. Польская уголовная полиция имеет жетоны именно с этим знаком.

Амперсанд (И)


Этот знак придумал Марк Туллий Тирон (Marcus Tullius Tiro), образованный раб, вольноотпущенник и секретарь Цицерона (Marcus Tullius Cicero). Изобрел стенографию, чтобы запечатлевать речи и афоризмы своего господина. Его система сокращений получила название «Тироновские знаки». В нее входит сокращение для латинского союза et («и»). Популярность этому знаку, принесла деятельность средневековых переписчиков книг, которые при переписи книг и манускриптов не имели особого желания писать лишние буквы. Использование амперсанда как замены союза «и» носит практически международный характер. Греки, придумали свой союз «и». Он обозначается значком в виде буквы каппа с хвостиком и называется «кай». Русские, подошли к вопросу основательнее — просто изобрели союз «и», состоящий из одной буквы. Коротко и доходчиво.

Решетка, octothorpe (Хеш)


Следует отметить, что у «решетки» есть и «умное» название — «октоторп» (octothorpe). Термин был изобретен в Bell Laboratories в 60-х, одновременно с изобретением тонового набора и кнопочных телефонов. Легенда, озвученная во многих источниках, утверждает, что и термин, и знак позаимствованы из средневековой картографии, где ими обозначали деревню (thorpe), окруженную восемью (octo) полями, но это — всего лишь миф. В США «решетка», написанная не после, а перед числом, читается как «номер» (number) — и, соответственно, называется number sign. Впрочем, во многих странах — и в России в том числе — для записи номеров используется не #, а №. Использование в русскоязычном тексте # для обозначения номера — неграмотно. В интернете этот символ использую для обозначения хештега или якорной ссылки.

Крышечка, caret (Циркумфлекс)


Символ происходит от корректорской пометки, предписывающей вставить в текст в этом месте знак препинания, слово или фразу (собственно, само латинское слово caret, вошедшее теперь во многие европейские языки, значит «отсутствует, не хватает»). В компьютеры «крышечка» вползла как диакритический символ — чтобы можно было обозначать буквы â конструкциями вида a^. В наши дни широко применяется в программировании. В интернет-чатах и форумах символ ^ служит составной частью одной из разновидностей японского смайла ^_^.

Процент (Одна сотая доля)


Обозначение процента происходит от латинского pro centum — «сотая». В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье-де ла Порта. В не упоминается о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращённо от cento). Однако наборщик принял «cto» за дробь и напечатал %. Так из-за опечатки этот знак вошёл в массовое использование. Арабы усовершенствовали знак процента, заменив кружочки на точки ٪. Знаки промилле ‰ и промириад ‱ обозначают, соответственно, десятую и сотую доли процента и используются существенно реже.

Скобки


Впервые скобки ввел итальянский математик Тарталья (Niccolò Fontana Tartaglia), в 1556 году. Параллельно с этим, Рафаэль Бомбелли (Rafael Bombelli) использовал в качестве начальной скобки уголок в виде буквы L, а в качестве конечной — его же в перевёрнутом виде, что послужило зарождению квадратных скобок. Еще один математик, Франсуа́ Вие́т (François Viète) в 1593 году предложил фигурные скобки. А в массовое употребление скобки ввёл Лейбниц (Gottfried Wilhelm Leibniz). Используются также скобки, в которых открывающий и закрывающий знак не различаются, например, косые скобки /…/, прямые скобки |…|, двойные прямые скобки ||…||.

Тильда


В большинстве языков надстрочная тильда соответствует знаку, произошедшему из букв n и m, которые в средневековой скорописи часто писались над строкой (над предыдущей буквой) и в начертании выродились в волнистую линию. У тильды множество назначений, она широко используется в математике и информатике и вычислительной технике.

Собака, at


Знак появился в 1972 году, когда Рей Томлинсон (Ray Thomlinson) сделал его разделителем в названиях адресов электронной почты. Но история знака @ началась в Средневековье. Тогда этот символ использовался в деловой сфере для обозначения единицы веса или объема, которые соответствовали одной амфоре (10-15 литров). Раньше этот же символ считали сокращённым латинским словом ad, которое означало «к» или «по направлению к чему-то». Когда его писали быстро, верхнюю палочку буквы «d» заворачивали налево, огибая букву «а». В итоге буквы сливались в одну, образовав символ @. Довольно скоро в Европе его стали использовать в счетах при указании стоимости единицы товара или курса валюты. И поскольку этот символ официально применялся в деловой сфере, его появление на печатных машинках было неминуемо. Впоследствии знак @ перекочевал на компьютерные клавиатуры в 60-х годах. По одной из версий, знаком @ обозначался персонаж одной из самых первых компьютерных игр «Adventure» («Приключение») — собачка, которая помогала игроку проходить по текстовому лабиринту (в то время не было компьютерной графики).

Выключатель, Power (включение/выключение)


В 40-х годах инженеры использовали маркировку, отображающую состояние устройства: единица обозначала «включено», а ноль – выключено. Это стало прародителем знака. Прерванный ноль с единицей посередине, обозначал неоконченное включение и использовался для обозначения режима ожидания – такое значение было ему присвоено в 1973 году. Позднее, Институтом Инженеров Электроники и Электротехники было решено, что такое значение может приводить пользователей в замешательство, и присвоили ему значение включения/выключения чего-либо.

Command (мультизнак)


В его основе лежит международный знак, имеющий множество разных значений, некоторые из которых весьма неожиданные. Этим знаком обозначается петля бесконечности, в стандарте unicode он расшифровывается как знак интересного или необычного места, еще в некоторых системах его называют петлей Горгоны, а в Швеции этим знаком привлекают внимание посетителей или постояльцев кепмингов. В компьютерный мир символ попал с продукции Apple. Разработчики решили сделать на клавиатуре мультизадачную кнопку, которая, нажатая вместе с какой-то другой клавишей, вызывала бы команду меню. Изначально кнопка обозначалась тем же логотипом яблоком. Однако тут взбунтовался Джобс (Steve Jobs), он заявил, что у них и так уже «слишком много яблок». Чтобы не набивать оскомину своим логотипом, разработчики взяли новый символ.

Bluetooth (беспроводная связь)


Слово Bluetooth — перевод на английский язык датского слова «Blåtand» («Синезубый»). Такое прозвище было у короля викингов Харальда I Синезубого, полученное им за темный передний зуб. Харальд прославился тем, что объединил враждовавшие датские племена в единое королевство. Подразумевается, что Bluetooth делает то же самое с протоколами связи, объединяя их в один универсальный стандарт. Значок сделан из комбинации двух нордических рун, которые обозначали инициалы древнего монарха: «хаглаз» (Hagall) —и «беркана» (Berkanan)

USB (универсальная последовательная шина)


Изначально прообразом иконки, обозначающей подключение к компьютеру других устройств с помощью технологии USB, был трезубец древнеримского божества Нептуна. Наконечники трезубца, выполненные в виде разных геометрических фигур (треугольник, квадрат и круг) символизирую о том, как многообразен и обширен перечень устройств, вместе с которыми можно использовать систему USB.

Play (воспроизведение)


Использоваться символ проигрывания начал в 60-х годах, когда в обращение вошли катушечные деки. История его происхождения не известна. Направление указателя треугольника указывает, куда будет двигаться лента при воспроизведении.

Rewind (Перемотка влево вправо)


По аналогии с воспроизведением перемотку стали обозначать двойными треугольниками. Направление их острия, указывает направление самой перемотки, вперед или назад. Тут все просто, логично и совершенно необъяснимо с точки зрения истории.

Pause (Пауза)


Однозначной версии происхождения этого символа нету, есть несколько предположений. Многие замечают, что символ паузы напоминает обозначение разрыва соединения на электронных схемах. Некоторые говорят, что это просто символ остановки с вырезанным куском по середине. Самая вероятная гипотеза гласит, что знак пришел к нам из музыкальной грамоты, где носит название «цезура» и означает, собственно, паузу.

Ethernet (Соединение в сеть)


Символ, обозначающий порт Ethernet, был придуман Дэвидом Хилом (David Hill), хотя сам Ethernet был изобретён за много лет до этого. По словам Хила, эта пиктограмма был частью набора символов, которые призваны были отображать разные типы соединений локальных сетей.

µ (Микро)


Знак используется для обозначения приставки микро- вмеждународной системе едениц. Присутствует он и в unicode. Сам по себе раньше обозначал микрон (10−6 м). Этот же знак, как приставка, означает, что единица измерения, идущая за ним, умножается на 10−6. В русском языке используют сокращение мк. Этот символ присутствует в логотипе клиента клиент BitTorrent.

Слеш, косая черта


Один из старейших знаков деления. Впервые его использовал английский математик Уильям Отред (William Oughtred) в своём труде Clavis Mathematicae в 1631 году. Этот знак в номерах и индексах обозначает дробь. В некоторых языках программирования используется удвоенная косая черта // чаще всего обозначая начало и конец комментария.

Вертикальная черта


Символ ASCII, пользователи UNIX называют его «пайп», от англ. pipeline —конвейер. В первых изданиях книг Фигурнова, «pipe» было переведено как «символ трубопровода». Используется как разделитель данных, выводя их потоком (как в трубе). В языках программирования символ «|» служит для операции побитового «или», а два таких символа, написанных слитно («||»), используются в операции логического «или».

Sleep (Спящий режим)


После того, как IEEE порезали кнопку ожидания ICE, они решили, что самое время это исправить. Они переименовали кнопку режима ожидания в «спящий режим», имея в виду похожее состояние человека ночью. Отсюда и символ полумесяца как символ ночи. Сегодня этот символ является стандартом обозначения «спящего режима» для устройств в США и Европе.

FireWire (Последовательная высокоскоростная шина)


Группа разработчиков интерфейса Firewire из компании Apple, задумалась о дизайне символа, который смог бы точно отразить технологию, над которой они работали. Основная привлекательность FireWire была в том, что она обещала высокоскоростное соединение для цифровых аудио и видео устройств. Дизайнеры остановились на символе с тремя зубцами, представляющих видео, аудио и другие файлы.

Лупа, search (символ поиска)


Пиктограмма лупы получила широкое распространение в дизайне интерфейсов и веб. Вероятно, это должно вызывать ассоциацию у пользователя, с детальным разглядыванием выборки информации в массиве данных, подобно тому, как через лупу в реальной жизни можно детально рассмотреть интересующею вещь. Этот значок пересекается по значению в контексте масштабирования, но вошел в обиход значительно раньше, поэтому успел прижиться. Что бы не пересекаться по значению с масштабом, вместо иконки лупы в поиске иногда используют пиктограмму бинокля.

Символ валюты


Этот символ используется, когда в том или ином компьютерном шрифте недоступен или отсутствует знак конкретной валюты. Так, обозначение 3,5 ¤ следует трактовать как «три с половиной единицы некой валюты, которую можно определить из контекста. Символ был предложен итальянцами в 1972 году как нейтральный символ взамен знака чужой валюты.

Обновление, update


Распространено два варианта пиктограммы: с одной закольцованный стрелкой и с двумя. В контексте программных интерфейсов и веб дизайна, символ означает обновление страницы или экрана. В контексте видео и аудио проигрывателей означает повторное воспроизведение (начать заново). Иконка символизирует процесс замены старого на новое.

Гиперссылка, hyperlink


Это ссылка в гипертексте ссылающаяся на другую его часть (или другой документ). Это понятие впервые ввел Тед Нельсон (Ted Nelson) в 1965 году. Пиктограмма гиперссылки появилась чуть позже. На ней изображены два звена цепи символизирующую связь. Это обозначение используется в интерфейсах и по сей день.

Перетасовать, shuffle


Впервые эта иконка появилась на цифровых плеерах, где была возможность создавать плей листы. Что бы порядок воспроизведения преков не надоедал, пользователю перелагалось воспользоваться функции перемешивания треков в списке. Для этой функции был придуман свой знак, на котором изображено две стрелки, меняющиеся местами. От сюда пиктограмма перекочевала в мобильные и веб интерфейсы и по прежнему символизирует перетасовку треков.

RSS (семейство XML-форматов)


RSS предназначен для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Разработка RSS началась ещё в 1997 году. Впервые широкой публике стало известно об этой технологии, когда компания Netscape использовала её для наполнения каналов портала Netcenter. Вскоре эта технология уже использовалась для трансляции контента на многих новостных сайтах — в том числе таких, как BBC, CNET, CNN, Disney, Forbes и многих других. RSS стал известен в России после запуска сервиса Мой Яндекс. Сейчас на большинстве блогов есть иконка RSS, на ней изображена точка, от которой расходятся волны. Нажав на эту иконку, читатели подписываются на обновления.

Поделиться, open share


Иконка появилась в эпоху бурного развития социальных сетей. Русский вариант «поделиться в социальных сетях» иногда называют «расшарить» от английского «share». Эту идею придумал Кевин Роуз (Robert Kevin Rose) в середине 2000-х. На символе, ставшим международным, изображены три кружочка соединенные линией, что означает передачу информации от одного пользователя к другому.

comments powered by HyperComments